Pentium III Tualatin - утонченная производительность

Компания Intel использует при продвижении на рынок своих процессоров проверенную временем стратегию: после выпуска принципиально нового процессора она начинает модификацию предыдущих. Этот подход напоминает разработку нефтяной скважины: оставить ее лишь тогда, когда черное золото выкачано досуха. Итак, чтобы "выкачать досуха" направление Socket-370 систем, компания Intel выпустила процессор Pentium III - 1.13Ггц на ядре Tualatin. Принципиальных отличий от предшественников - процессоров Coppermine у новинки два: технология производства 0.13мкм (против 0.18) и вдвое увеличенный объем кэша второго уровня. Первое обстоятельство позволит компании выпускать процессоры PIII и Celeron, работающие на более высоких частотах (напомним, что процессоры PIII Coppermine, с частотами более гигагерца не получили распространения именно из-за отсутствия стабильности) и потребляющие меньшее количество энергии, благодаря снижению напряжения питания, второе достижение позволило увеличить производительность процессора на широком спектре приложений.
Мы решили протестировать новейший процессор Intel Pentium III Tualatin -1130 Мгц, благо, что и материнские платы, поддерживающие новинку, уже появились. Для сравнения мы также взяли процессор Pentium III Coppermine - 1000 Мгц. Приведем конфигурацию тестовой машины:
- Процессор Intel Pentium III Tualatin - 1130Мгц;
- Процессор Intel Pentium III Coppermine - 1000Мгц;
- Материнская плата Asus TUSL2-C (i815EP);
- Видеоускоритель Asus V7700 (GeForce 2GTS);
- Память DIMM 256Mb PC-133, Kingston;
- Жесткий диск Seagate Barracuda ATA III - 20Гб;
- CD-ROM Asus 50x MAX;
Желая посмотреть, как ведут себя процессоры на нештатных частотах, мы протестировали оба процессора и в разогнанном состоянии, повышая частоту системной шины (FSB). Однако поднять ее выше 160Мгц не получилось, потому что дальнейший разгон вызывал нестабильную работу дисковой подсистемы, PCI IDE-контроллер которой вынужден был работать на частоте 40Мгц (160/4) при штатных 33.
Набор используемых нами тестовых приложений стандартен, поэтому мы не станем очень подробно рассказывать о каждом из них, а лишь дадим краткие комментарии:
СPU Mark 99 - тест из состава пакета Winbench 99 v.1.1, показывает производительность процессора на целочисленных операциях. Большое значение на результаты этого теста оказывают: быстродействие подсистемы памяти, объем и организация кэша, частота системной шины. Таким образом, результаты CPU Mark 32 хорошо коррелируются c большинством реальных приложений.

Business Winstone 2001 - данный тест измеряет общее быстродействие системы при работе с реальными офисными приложениями (преимущественно из состава Microsoft Office 2000), для чего загружается код приложений, в которых и проводится определенная работа по написанному заранее сценарию (script). Content Creation Winstone 2001 - данный тест измеряет общее быстродействие системы при работе с приложениями по созданию контента (графические, звуковые и html-редакторы). В состав входит тестирование в следующих распространенных приложениях:
- Adobe Photoshop 5.5
- Adobe Premiere 5.1
- Macromedia Director 8.0
- Macromedia Dreamweaver 3.0
- Netscape Navigator 4.73
- Sonic Foundry Sound Forge 4.5
Большее значение означает лучший результат.

По диаграммам можно судить, что производительность систем на базе первого доступного Tualatin-а в офисных приложениях выше на 7-12% процентов по сравнению с традиционным Coppermine 1Ггц. Там же, где результаты не нивелируются работой остальных, более медленных систем компьютера прирост может составлять и 16-17%.
3D Mark 2000 v.1.1 - Direct3D тестовый пакет, результаты которого отражают поведение системы в реальных Direct3D играх.

Популярнейший OpenGL 3D-шутер Quake3:Arena версии 1.17

В играх Tualatin тоже показал себя очень хорошо: в низких разрешениях, где производительность видеоадаптера не ограничивала систему, его преимущество над Coppermine составило до 17%. На примере Quake 3 мы проверили, как сильно нагревается новый Tualatin при интенсивной нагрузке, для чего воспользовались утилитой системного мониторинга Asus Probe (использовался штатный кулер от Intel).

Как видим, даже работая на больших частотах, Tualatin греется намного меньше, чем Coppermine, что не может не радовать тех, кто еще и разгоном процессоров балуется.
Вывод:Intel Tualatin обеспечивает отличную производительность и благодаря прогрессивной технологии производства обладает хорошими перспективами по росту тактовой частоты в будущем. Как только цены на него снизятся, системы на Tualatin могут стать выгодным приобретением.
Дмитрий Егоров,
Лаборатория "ТИМ Компьютерс"
15 августа 2001 г.