Стереоочки ASUS VR-100
ASUS VR-100 - это стереоочки, которые делают изображение на экране монитора в играх объемным. Очки подключаются к видеокарте (длина кабеля 1,5м) и представляют из себя два жидкокристаллических затвора, которые, в зависимости от управляющего сигнала, могут находиться в прозрачном или непрозрачном состоянии. Очки можно использовать с любой видеокартой ASUSTeK серий 3400, 3800, 6600, 6800. Они могут подключаться непосредственно к видеокарте, если она имеет разъем для подключения стереоочков ( в этом случае в названии карты есть индекс "R", например ASUS V3800TVR), либо должны использовать специальный переходник. Эти очки можно надевать поверх обычных очков, если, конечно, последние не слишком большие.
Очки ASUS VR-100 можно купить либо отдельно, либо в комплекте с видеокартой ASUSTeK (V3800DeLuxe, V3800Ultra DeLuxe, V6600DeLuxe, V6800Deluxe). В этой статье мы раскажем, как работают стереоочки, и поясним, как их правильно настроить.
Принцип работы очков
Чем дальше от глаз расположен предмет, на который мы смотрим, тем меньше угол между зрительными осями. Это видно на рисунке.
Оценивая величину этого угла, мозг формирует представление о расстоянии до предмета. Эта зависимость лежит в основе принципа работы стереоочков. Посмотрите на картинку:
Представьте себе, что левый глаз видит только левую проекцию предмета на плоскость экрана, а правый глаз - только правую. В этом случае мозг "сложит" два изображения в одно и Вы увидите предмет, "находящийся" в глубине за экраном. Именно так и работают стереоочки. Сначала на экран выводится проекция сцены для левого глаза, правый глаз в это время закрыт при помощи жидкокристаллического затвора очков. Затем на экран выводится проекция для правого глаза, соответственно в этот момент закрыт левый глаз. Чередование картинок происходит достаточно быстро - не менее 60 кадров в секунду для каждого глаза, поэтому вы видите слитное объемное изображение.
Работу очков обеспечивает специальный модуль (враппер) драйвера видеокарты, который "вмешивается" в процесс построения трехмерной игровой сцены таким образом, что вместо одного кадра происходит построение двух - для левого и правого глаза. Естественно, что при этом уменьшается число сцен, которые может построить компьютер за одну секунду, поскольку для каждой сцены нужно строить два кадра - для правого и левого глаза.
Выбор видеорежима для стереоочков
Список видеорежимов, в которых поддерживается работа стереоочков, ограничен:
16-битный цвет: 640 x 480, 800 x 600, 960 x 720, 1024 x 768, 1152 x 864
32-битный цвет: 640 x 480, 800 x 600
Если Вы запустите игру в режиме, который не входит в этот перечень, стереорежим работать не будет.
На выбор режима накладывают ограничения возможности монитора. Для нормального восприятия (без мелькания) частота кадров для каждого глаза должна быть не менее 60 Hz, т.е. монитор в выбранном режиме должен поддерживать частоту вертикальной развертки 120 Hz.
Настройка стереоочков
Настройку очков можно выполнять либо непосредственно в игре, вызвав меню настройки нажатием комбинации клавиш, либо в установках драйвера видеокарты.
Подключите очки к видеокарте. Войдите в "Свойства:Экран" (нажав правую кнопку мыши на пустом месте рабочего стола и выбрав в появившемся меню "Свойства"), выберите закладку "Настройка" и нажмите кнопку "Дополнительно". Теперь в появившемся окне выберите закладку "Дополнительно". Вы увидите примерно такую картинку:
Закладка "Direct3D VR" служит для настройки стереоочков в тех играх, которые работают через интерфейс DirectX. Давайте рассмотрим настройки очков подробнее.
Параметр "Глаза" задает расстояние между глазами. Этот параметр рекомендуется поставить на "50", его изменение слабо влияет на стереоэффект. При увеличении параметра глубина сцены немного увеличивается.
Параметр "Расстояние" задает дистанцию от глаз до экрана. Тоже влияет не сильно, рекомендуемое значение - "100". При уменьшении этого параметра глубина сцены также немного увеличивается.
При помощи параметра "Выдавливание" можно расположить виртуальный объект перед экраном. Вот как это происходит:
При нулевом значении параметра все объекты находятся либо в плоскости экрана, либо за ним. При увеличении значения параметра "Выдавливание" объекты из области за экраном перемещаются в область перед экраном, при этом проекции объектов на плоскость экрана для левого и правого глаза меняются местами. Чтобы ощутить "прелесть" этого параметра, зафиксируйте взгляд на каком либо объекте и увеличивайте значение параметра. Эффект весьма любопытный.
С помощью параметра "Задний план" можно управлять глубиной расположения объектов. Значение по умолчанию "100". При уменьшении параметра объекты сдвигаются в глубину сцены. При значении "0" все объекты располагаются на заднем плане.
Параметр "Передний план" противоположен предыдущему. Значение по умолчанию "0". При увеличении параметра удаленные объекты перемещаются вперед, и при максимальном значении параметра все объекты оказываются в плоскости экрана.
"Заслонки". Если объект расположен близко к левому или правому краю экрана, может случиться так, что одна из его проекций полностью на экран не попадет. В этом случае эффекта глубины не получится, и сцена будет искажена. Для устранения таких дефектов изображения служит параметр "Заслонки", при помощи которого можно обрезать изображение слева и справа.
Как видите, параметры не привязаны к конкретным физическим величинам и носят условный характер. Диапазон изменения всех параметров от 0 до 100.
Имеется два режима работы стереоочков: "Переключение страниц" и "Чередование строк". Если выбрать первый, для каждого глаза будут формироваться кадры заданного разрешения (например, 800 x 600 точек) и выводиться на экран попеременно с заданной "Частотой регенерации экрана" (например, 120 Hz). Если выбрать режим "Чередование строк", то кадр для левого глаза будет содержать только нечетные строки, а кадр для правого - только четные. Таким образом, при разрешении 800 x 600 точек, например, "левый" и "правый" кадры будут содержать только по 300 строк и реально вертикальное разрешение упадет вдвое. Зато при этом можно будет задать "Частоту регенерации экрана" в два раза больше, чем предельная для данного разрешения.
Этот момент давайте разберем поподробнее, поскольку с ограничением по частоте вертикальной развертки со стороны монитора приходится сталкиваться довольно часто. Предположим, Вы хотите использовать в стереорежиме разрешение 1024 x 768 точек при глубине цвета 16 бит. Но максимальная частота вертикальной развертки Вашего монитора в этом режиме 85Hz, а для стереорежима нужно по меньшей мере 100Hz. Как быть?
Следует включить режим "Чередование строк". При этом реальный "информационный" размер кадра уменьшится вдвое и максимальная частота вертикальной развертки возрастет тоже примерно вдвое. В данном случае Вы сможете установить значение параметра "Частота регенерации экрана" на 150Hz, и, скорее всего, Ваш монитор сможет обеспечить такую частоту.
Не рекомендуется задавать частоту регенерации меньше 120Hz, поскольку при более низких частотах мерцание изображения становится слишком заметным. В идеале лучше задавать 150Hz - по 75Hz на каждый глаз.
Выполнив настройку, ее можно сохранить. Это весьма полезно, поскольку каждая игра требует индивидуальных параметров.
"Экранный дисплей" позволяет выполнять настройку стереорежима непосредственно в игре. Впрочем, реально только там ее и можно делать. Задайте комбинацию клавиш в поле "Клавиша" и войдя в игру, нажмите эту комбинацию. Вы увидите экранный дисплей, при помощи которого Вы сможете менять настройки и тут же видеть результат.
Настройка очков для игр с интерфейсом OpenGL (Quake, Unreal) выполняется во вкладке "OpenGL VR". Здесь используются другие параметры настройки:
Параметр "Выдавливание" идентичен рассмотренному ранее. При увеличении параметра объекты начинают "вылезать" из экрана.
Параметр "View Angle" ("Угол обзора") - основной, если значение параметра равно "0", изображение выглядит плоским, при увеличении параметра глубина сцены увеличивается.
Действие параметра "Глаза" ("Delta View") похоже на действие двух предыдущих параметров, вместе взятых - происходит увеличение глубины сцены, но не только в сторону за экраном, но и вперед - на наблюдателя.
Необходимо иметь в виду, что для получение стереоэффекта в Quake разрешение в игре необходимо задавать в два раза большее, чем необходимо получить. Так, для того, чтобы играть в стереорежиме с разрешением 800 x 600, нужно задать 1600 x 900. Почему - непонятно, но это так.
Что еще почитать?
Статьи на тему "Виртуальная реальность" на iXBT
Статья "ASUS VR-100 FAQ" на 3Dnews
Статья "Стереоочки VR-100" на 3Dnews
Статья "Стереовидение. Компьютерные стереоочки" на сайте Reactor Critical
Лаборатория "ТИМ Компьютерс"
8 февраля 2000 года